РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ Электронные библиотеки
2005 - Том 8 - Выпуск 2

О месте электронных библиотек в информационном обществе

Ю.Е. Хохлов
Институт развития информационного общества

Введение

Переход от индустриального общества к информационному обществу характеризуется многими чертами, одной из которых является то, что информация и знание становятся одним из основных факторов развития и структурирующим социальным фактором, под воздействием которого меняются формы экономической деятельности и социальные взаимоотношения. Сохранение, развитие и рациональное использование этого стратегического ресурса будущего имеют огромное значение для любого общества и государства. Отличительной чертой сегодняшнего этапа развития человечества является представление информации и знаний не только в традиционной печатной, но и в электронной, цифровой форме, что позволяет принципиально иначе создавать, хранить, организовывать доступ и использовать информацию в любой форме. К тому же информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) привели к тому, что большое число современных информационных ресурсов сразу создается в электронном виде [1].

Общепризнанно, что одним из наиболее перспективных способов информационного обеспечения науки, культуры и образования сегодня (и, тем более, завтра) является использование электронных библиотек (ЭБ) – распределенных информационных систем, позволяющих надежно накапливать, сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов, доступные в удобном для пользователей виде через глобальные сети передачи данных [2].

В данном выступлении рассмотрены некоторые проблемы, связанные с использованием электронных библиотек, типичных как для России, так и для других стран.

Электронная библиотека vs традиционная библиотека

Одна из проблем с понятием «электронная библиотека» связана с тем, что употребление термина «библиотека» уже само по себе дезориентирует: именно из традиционного представления о том, что такое библиотека, вытекает отношение к электронной библиотеке как к расширению функциональных возможностей обычной библиотечной автоматизированной системы (library automation system), к которой лишь добавляются функции работы с оцифрованными документами. В силу этого все предпочитают, чтобы электронными библиотеками занималось библиотечное сообщество. Отсюда вытекает и бытующее неправильное понимание данного феномена: электронная библиотека – это та же библиотека, только в ней все электронное – и документ, и услуги, и «читатель».

Современное понимание, того, что представляет собой электронная библиотека, содержится в вышеприведенном определении, которое отмечает новое качество, которое, прежде всего, и нужно принимать во внимание. Итак, первым препятствием на пути распространения и использования электронных библиотек является перенос на этот новый феномен традиционного понимания библиотеки [3].

Разнообразие сообществ создателей и пользователей электронных библиотек

Другим барьером, препятствующим широкому распространению электронных библиотек в современном обществе, является наличие различных сообществ – научное сообщество; профессиональные сообщества библиотекарей, музейщиков и архивистов; бизнес-сообщество и т.д. Есть достаточно много примеров электронных библиотек, которые используются сегодня, например, для ведения бизнеса, а не только традиционно для целей науки и образования. Можно назвать целый ряд проектов, направленных на реализацию концепции «электронного правительства» – здесь тоже приходится работать с достаточно сложно устроенными гетерогенными коллекциями электронных документов: они включают и текст, и графику, и видеоматериалы, и многое другое. Примером может служить один из масштабных проектов, который недавно был реализован в нашей стране: создание электронного архива Президента Российской Федерации. Этот проект обслуживает потребности государства, гражданского общества и населения в самом широком смысле.

Таким образом, электронные библиотеки служат многим целям; это приложение ИКТ может быть использовано, причем весьма эффективно, в самых разнообразных сферах деятельности, поэтому попытка приладить это понятие лишь к нуждам одного из сообществ, пусть даже породившего это явление, неправомерна.

Об архитектуре электронной библиотеки

Еще одним препятствием на пути развития электронных библиотек, еще одним серьезным вызовом для сообщества специалистов и исследователей в этой области является отсутствие согласованной архитектуры создаваемых ЭБ, тем более сервис-ориентированной архитектуры. К сожалению, с точки зрения предоставления услуг конечному пользователю сегодня нет полноценных реализаций ЭБ, которые позволяли бы оказать сложную композитную услугу, скажем на основе технологий веб-сервисов или других технологий, позволяющих создателям новой электронной библиотеки обратиться к отдельным сервисам уже существующих ЭБ и предложить своему пользователю ровно ту сложную услугу, которая ему нужна. Итак, еще одна задача, которая стоит перед сообществом «электронных библиотекарей», – это «модуляризировать» электронную библиотеку с тем, чтобы иметь возможность управлять разнородным цифровым контентом путем обращения к тем или иным сервисами отдельных модулей внутри данной электронной библиотеки, а также между нею и другими информационными системами, которые с ней связаны [4]. Примеры из других отраслей показывают, что сегодня это уже вполне решаемая и очень актуальная задача.

Партнерство сообществ разработчиков и пользователей электронных библиотек

Здесь мы приходим к еще одной проблеме, которая является общей не только для сообщества людей, создающих и использующих электронные библиотеки, но и вообще для всех тех, кто использует информационно-коммуникационные технологии. Это вопросы выстраивания партнерских отношений между разными сообществами. Интересы этих сообществ очень часто не совпадают или вовсе противоречат друг другу, и главная задача заключается в том, как грамотно разрешить тот или иной конфликт интересов, понять, с помощью каких механизмов можно выстраивать соответствующий консенсус между сообществом работников институтов памяти, сообществом бизнесменов и сообществом исследователей. Такой консенсус нужен, в частности, для выстраивания механизмов высокого уровня, позволяющих оперировать семантиками и онтологиями при описании предметных областей, ведь электронная библиотека – это, по сути дела, информационная модель предметной области, используемая для предоставления услуг конечному пользователю. Для всей сферы электронных библиотек чрезвычайно актуален вопрос выбора общих способов представления цифрового контента для обеспечения доступа к нему, а также общих стандартов для обеспечения соответствующих механизмов взаимодействия. Те стандарты, которые выработаны отдельным сообществом, например сообществом библиотекарей, и стандарты, которые используются сообществами исследователей, создающих электронные библиотеки, достаточно сильно различаются, и это является серьезным препятствием на пути успешного внедрения и использования электронных библиотек.

О роли электронных библиотек в информационном обществе

Последнее, на что хотелось бы обратить внимание, – это вопросы значимости деятельности сообщества «электронных библиотекарей», позиционирования электронной библиотеки как одного из основных элементов инфраструктуры информационного общества или общества знаний. На самом деле, роль и функции электронной библиотеки, к сожалению, часто недооцениваются, так же, как недооценивается роль тех или иных институтов памяти, особенно в быстро меняющихся видах деятельности, которые, например, связаны с бизнесом. Сейчас люди мало задумываются над тем, что будет с тем новым контентом, который был «рожден в цифре» и которого не существует в традиционной форме. Лица, принимающие решения на уровне крупных корпораций, отдельных регионов и целых стран часто недооценивают роль цифрового контента, идеальным инструментом, для хранения которого являются электронные библиотеки. Но эта проблема рано или поздно возникнет, и для ее решения нужны объединенные усилия разрозненных сообществ, использующих электронные библиотеки. Чтобы сделать этот инфраструктурный элемент достаточно видимым и востребованным, требуется влияние и помощь таких международных организаций, как ЮНЕСКО.

Одной из рекомендаций, которую ЮНЕСКО могла бы озвучить в Тунисе, на втором этапе Всемирного саммита по информационному обществу, могло бы стать признание электронной библиотеки в качестве одного из важнейших инструментов для накопления, хранения и эффективного использования информации и знаний, а поддержка научной, опытно-конструкторской и содержательной деятельности в этой сфере как одного из важных направлений развития инфраструктуры информационного общества.

Литература

  1. Армс Вильям. Электронные библиотеки. – ПИК ВИНИТИ, 2001. 274 с. Пер с англ. Arms, William. Digital Libraries. Cambridge, Mass.: MIT Press, 2000. - 287 p.
  2. Богданов А.В., Сюнтюренко О.В., Хохлов Ю.Е. Программа «Российские электронные библиотеки» // Научный электронный журнал «Электронные библиотеки». – 1998. - Том 1. – Вып. 1 [http://www.elbib.ru/content/journal/1998/199801/BHS/bhs.ru.html]
  3. Ershova T.V., Hohlov Yu.E. Migrating from the Library of Today to the Library of Tomorrow: Re- or E-volution? // Libraries in the Information Society, IFLA Publications 102. – Munchen: Saur, 2002. - P. 74-81.
  4. Sixth Thematic Workshop on Digital Library Architectures [http://www.delos.info/newsletter/pdf/delos-newsletter-issue2.pdf]

Об авторах

Хохлов Юрий Евгеньевич - председатель Совета директоров Института развития информационного общества, главный редактор научного электронного журнала «Электронные библиотеки».
E-mail: hohlov@iis.ru


©  Ю.Е. Хохлов, 2005
Статья подготовлена на основе доклада на Международной конференции «ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу» (Санкт-Петербург, Россия, 17–19 мая 2005 г.).

Работа выполнена на базе Института развития информационного общества при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках проекта 04-07-90184.

Последнее обновление страницы было произведено: 2005-09-16

Все предложения и пожелания по содержанию и структуре портала направляйте по адресу rdlp@iis.ru